УЧИТЕЛЬ. МАРКОВА Алла Николаевна
ПРЕДМЕТ Изобразительное искусство
Урок — путешествие
ТЕМА:
"В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себе поверь!”
Цели и задачи урока:
— содействовать формированию эстетического отношения к действительности;
— развивать чувство патриотизма;
— создать условия для творческой активности детей;
— рассказать о красках космоса, познакомить с художественными произведениями космонавта А.Леонова;
— продолжить формирование графических навыков для выражения своего замысла в сюжетной композиции;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
2. Вводная часть
— Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в
путешествие к далеким мирам. Человек давно стремился к звездам и вот 12 апреля
Рассвет. Еще не знали ничего
Обычные "Последние Известия”...
А он уже летит через созвездия
Земля проснется с именем его.
"Широка страна моя родная...”
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего?
Звучит фонограмма («Земля в иллюминаторе»)
— Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10час 02 мин. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля I961 г. выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль—спутник "Восток” с человеком на борту. Пилотом—космонавтом космического корабля - является летчик Гагарин Юрий Алексеевич!
— Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Га — га — рин!” (демонстрация портрета Ю.А.Гагарина) да, Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам, он был первым, поэтому его и называют пионером космоса.
После старта Ю.Гагарина прошло много лет. За это время много изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работа в космосе длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои.
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется...
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
С того памятного дня прошло уже около 49 лет. Много космонавтов побывало в космосе, много было сделано открытий на орбите, но каждый раз отправляясь в космос, они рисковали и рискуют своей жизнью. Всмотритесь, ребята, в эти лица ( портреты летчиков—космонавтов, звучит музыка из песни "В гости к звездам” С.Туликова. звучат имена космонавтов)
— Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. В космосе побывали космонавты из Кубы, Венгрии, Франции, Монголии, Индии, Америки, Германии, Канады и др.стран.
— Как необыкновенно хороша наша голубая планета из космоса. А какие удивительные краски космоса. Один из замечательных космонавтов А.Леонов, которые побывал в открытом космосе, решил непременно показать нам то, что он там увидел. Так получились его замечательные картины о космосе. В беседах с детьми он говорил: "Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоев:
у самой Земли ярко красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая — голубая лента, которая переходит в темно— фиолетовую и затем в черное, бархатное небо”.
— Вы, ребята, хотите отправиться к звездам?
Любой космический маршрут –
Открыт для тех, кто любит труд.
Скучных, хмурых и сердитых,
Не возьмем мы на орбиту!
3. Основная часть.
— Внимание, все уселись поудобнее. Закрыли глаза и представили себя в ракете.
Внимание! Всем приготовиться к запуску.
Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты!
Пять, четыре, три, два, один — пуск!
Звучит фрагмент песни "Звездная дорога” сл.Г.Селянина, муз. А.Фаттаха
— Ребята, мы с вами на орбите. Как хорошо , что мы с вами взяли с собой краски и бумагу?
— Нет, ребята, этот необыкновенный, он волшебная гуашь. Ведь мы находимся в космическом пространстве. Вот мы сейчас и попробуем изобразить картину, которую мы видим в своем воображении.
— Внимание, там впереди я вижу раскаленный шар, это самая большая звезда — Солнце. (На доску крепится этюд Солнца) А справа от нашего корабля я вижу Сатурн с его замечательным кольцом (Этюд). Ребята, взгляните налево, там вдалеке я вижу комету, а рядом с нами Марс .
— Ребята, какой яркий свет идет вон с той встречной ракеты. 0н совсем меня ослепил. А вы не останавливайтесь, продолжайте изображать все, что встречаете на пути...
4. Самостоятельная работа детей.
(Учитель индивидуально консультирует учащихся)
5. Закрепление
— Что ж, ребята, пора обратно на Землю. Внимание! Всем приготовиться к спуску на Землю!
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс
Много дел больших и новых,
Ожидает нас.
Фиксируем приземление. Отстегнуть ремни. Открыть люки.
— А теперь подведем итог нашего путешествия. Что же у нас получилось?
Выставка и анализ работ. Оценивание.
— Почему 12 апреля — день космонавтики?
— Каким художником—космонавтом нарисованы этюды и картины о космосе?
— Кто был первым космонавтом? На каком корабле он полетел в космос?
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дёла не пойдут.
Космонавты растут среди вас.
Но без знаний на Марс не возьмут!
— На этом урок окончен. До встречи!
А здесь представлены работы учеников.