Предупреждение недостатков
речи.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок растёт, открывает для себя
мир, самоутверждается. И
так хочется, чтобы он
чувствовал себя в
жизни комфортно и
уверенно.
Но
полноценное развитие личности
ребёнка невозможно без
воспитания у него
правильной речи.
Речь – одна из
центральных, важнейших и
психических функций, «зеркало»
протекания мыслительных операций,
эмоциональных состояний, средство самореализации и
вхождения в социум. Она
имеет огромное влияние
на формирование психических процессов
ребёнка и на
его общее развитие. Развитие мышления
в значительной степени
зависит от развития
речи; речь лежит
в основе овладения
грамотой и всеми
другими дисциплинами; она
является основным средством
общения людей между
собой; речь играет
большую роль в
регуляции поведения и деятельности ребёнка
на всех этапах
его развития.
Чем
богаче и правильнее
у него речь,
тем легче ему
высказывать свои мысли,
тем шире возможности
ребёнка, содержательнее и
полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми,
тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
И наоборот,
не исправленные вовремя
недостатки речи приводят
в дальнейшем к серьёзным
трудностям в овладении
грамотой и всей
школьной программой : сложно даётся
формирование связной речи,
на письме наблюдаются
смешения и замены,
пропуски и перестановки
букв, свойственные устной
речи ребёнка в
настоящее время либо
в недавнем прошлом.
Кроме этого, речевые расстройства
порождают своеобразные изменения в
характере ребёнка:
замкнутость, робость, стеснительность,
снижение речевой активности. Неудачные попытки
преодолеть свои затруднения
при общении или замаскировать их
могут вызвать чувство
собственной
неполноценности,
депрессивные состояния, негативизм;
порождают чувство досады,
обиды, иногда озлобленность
и раздражение. Помимо всего, отставание в речевом
развитии тяжело сказывается на общем
росте психических функций:
восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
Поэтому
так важно заботиться
о своевременном формировании
речи детей, о её
правильности и чистоте,
предупреждая и исправляя с раннего
возраста любые отклонения от
общепринятых норм родного
языка .
Что же
способствует правильному речевому
воспитанию?
·
Прежде всего, это
общение со своим ребёнком, которое очень
важно для него
в каждую минуту
совместного с вами пребывания. Как
можно больше обсуждайте
с ребёнком прочитанные
книжки, просмотренные мультфильмы,
впечатления от прогулок,
экскурсий и всего
увиденного, показывайте, что
сопереживаете ему, хотите
понять его - и
тогда он полностью
раскроется перед вами, вы
узнаете, что чувствует
ваш ребёнок, о
чём думает, почему
он решил вам довериться.
·
Это
правильная, спокойная , замедленная
речь взрослых. С малышом нельзя
говорить в обычном
темпе, так как вследствие недостаточного в
этом возрасте речеслухового
аппарата он не
всё успеет услышать
и понять. От
того, как вы будете
разговаривать с ребёнком,
насколько интонационно
выразительна, мелодична, эмоционально
окрашена будет ваша
речь, зависит и качество
его речи.
·
Это мягкая
подсказка взрослого в случае,
если ребёнок затрудняется
выразить свою мысль,
пропуская или переставляя слоги,
слова. После многократного
повторения трудных слов
он с удовольствием
повторит их за
мамой, но делать
это он должен
добровольно. Излишняя
требовательность раздражает его,
обижает, может вызвать
у ребёнка боязнь «открыть
рот», молчаливость, даже
отвращение к речи.
·
Это
терпимое отношение взрослых
к детской «болтовне»: таким образом
маленький ребёнок тренирует
свои органы речи.
Однако не следует
забывать и о речевой
дисциплине: можно напомнить, что
нужно не мешать,
когда взрослые разговаривают; играть
тихо, когда кто-то
спит или болен;
не кричать.
Кроме всего, надо
помнить следующее:
·
не
рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы в раннем возрасте
без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для
всякого обучения существуют
оптимальные сроки. Несоблюдение
их плохо отражается на
ходе умственного развития
ребёнка;
·
при раннем
речевом развитии не
следует принуждать малыша
к рассказыванию стихов, демонстрировать его
перед гостями – это может
привести к заиканию;
·
при позднем
речевом развитии необходимо стараться
больше играть с
ребёнком в речевые
игры, пополняя его пассивный
словарный запас;
·
очень вредно
излишне возбуждать фантазию
и чувства ребёнка
частыми и продолжительными телепередачами, играми на
компьютере, особенно перед
сном. Это перевозбуждает его,
способствует расстройству нервной
системы, сна и
даже появлению заикания;
·
предупреждению
речевых недостатков способствует создание условий
для нормального функционирования речевых
органов: речедвигательного,
слухового, голосового, дыхательных
аппаратов, а также
зрения, обоняния, осязания.
учитель-логопед МОУ НОШ № 17
Лобажевич
Л.П.