Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 03.07.2025, 12:28

Меню сайта

Предупреждение недостатков речи.

Предупреждение  недостатков  речи.

                                          Уважаемые родители!

       Ваш ребёнок растёт, открывает  для себя  мир,   самоутверждается.  И  так  хочется, чтобы  он  чувствовал  себя  в  жизни  комфортно  и  уверенно.

        Но  полноценное  развитие  личности  ребёнка  невозможно  без  воспитания  у  него  правильной  речи.

       Речь – одна  из  центральных,  важнейших  и  психических  функций, «зеркало» протекания  мыслительных  операций,  эмоциональных  состояний, средство  самореализации  и  вхождения  в  социум.  Она  имеет  огромное  влияние  на  формирование психических  процессов  ребёнка  и  на  его  общее  развитие. Развитие  мышления  в  значительной  степени  зависит  от  развития  речи;  речь  лежит  в  основе  овладения  грамотой  и  всеми  другими  дисциплинами;  она  является  основным  средством  общения  людей  между  собой;  речь  играет  большую  роль  в  регуляции  поведения  и  деятельности  ребёнка  на  всех  этапах  его  развития.

       Чем  богаче  и  правильнее  у  него  речь,  тем  легче  ему  высказывать  свои  мысли,  тем  шире  возможности  ребёнка,  содержательнее   и  полноценнее  отношения  со  сверстниками  и  взрослыми,  тем  активнее  осуществляется  его  психическое  развитие.

      И  наоборот,  не  исправленные  вовремя  недостатки  речи  приводят  в  дальнейшем  к серьёзным  трудностям   в  овладении  грамотой  и  всей  школьной  программой : сложно  даётся  формирование  связной  речи,  на  письме  наблюдаются  смешения  и  замены,  пропуски  и  перестановки  букв,  свойственные  устной  речи  ребёнка  в  настоящее  время  либо  в  недавнем  прошлом.  Кроме  этого, речевые  расстройства  порождают  своеобразные  изменения в  характере  ребёнка: замкнутость,  робость, стеснительность, снижение  речевой  активности. Неудачные  попытки  преодолеть  свои  затруднения  при  общении  или замаскировать  их  могут  вызвать  чувство  собственной   неполноценности,  депрессивные  состояния,  негативизм;  порождают  чувство  досады,  обиды,  иногда  озлобленность  и  раздражение. Помимо  всего, отставание  в речевом  развитии  тяжело сказывается  на общем  росте  психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.

       Поэтому  так  важно  заботиться  о  своевременном  формировании  речи  детей, о  её  правильности  и  чистоте,  предупреждая  и  исправляя  с раннего  возраста  любые  отклонения от  общепринятых  норм  родного  языка .

       Что  же  способствует  правильному  речевому  воспитанию?

·        Прежде  всего, это  общение со  своим  ребёнком, которое  очень  важно  для  него  в  каждую  минуту  совместного с  вами пребывания.  Как  можно  больше  обсуждайте  с  ребёнком  прочитанные  книжки,  просмотренные  мультфильмы,  впечатления от  прогулок, экскурсий  и  всего  увиденного, показывайте, что  сопереживаете  ему,  хотите  понять  его -  и  тогда  он   полностью  раскроется перед  вами,  вы  узнаете,  что  чувствует  ваш  ребёнок,  о  чём  думает,  почему  он  решил    вам довериться.

·        Это  правильная,  спокойная ,  замедленная  речь  взрослых.  С  малышом  нельзя  говорить  в  обычном  темпе,  так  как вследствие  недостаточного  в  этом  возрасте  речеслухового  аппарата  он  не  всё  успеет  услышать  и  понять.  От  того,  как вы  будете  разговаривать  с  ребёнком,  насколько интонационно  выразительна,  мелодична,  эмоционально  окрашена  будет  ваша  речь,  зависит и  качество  его  речи.

·       Это  мягкая  подсказка  взрослого в случае, если  ребёнок  затрудняется  выразить  свою  мысль,  пропуская или переставляя слоги,  слова.  После  многократного  повторения  трудных  слов   он  с  удовольствием  повторит  их  за  мамой,  но  делать  это  он  должен  добровольно. Излишняя  требовательность  раздражает  его,  обижает,  может  вызвать  у  ребёнка боязнь  «открыть  рот»,  молчаливость,  даже  отвращение  к  речи.

·         Это  терпимое  отношение  взрослых  к    детской  «болтовне»: таким  образом  маленький  ребёнок  тренирует  свои  органы  речи.  Однако  не  следует  забывать и  о  речевой  дисциплине: можно  напомнить,  что  нужно  не  мешать,  когда  взрослые  разговаривают;  играть  тихо,  когда  кто-то  спит  или  болен;  не  кричать.

        Кроме всего,  надо  помнить  следующее:                       

·        не  рекомендуется  перегружать  ребёнка – учить буквы в раннем  возрасте  без  его  желания; результат  часто бывает обратный  желаемому.  Установлено,  что  для  всякого  обучения  существуют  оптимальные  сроки.  Несоблюдение  их плохо  отражается  на  ходе  умственного  развития  ребёнка;

·       при  раннем  речевом  развитии  не  следует  принуждать  малыша  к  рассказыванию стихов,  демонстрировать  его  перед  гостями – это  может  привести  к  заиканию;

·       при  позднем  речевом  развитии необходимо  стараться  больше  играть  с  ребёнком  в  речевые  игры,  пополняя  его  пассивный   словарный  запас;

·       очень  вредно  излишне  возбуждать  фантазию  и  чувства  ребёнка  частыми  и  продолжительными  телепередачами, играми  на  компьютере,  особенно  перед  сном.  Это  перевозбуждает  его,  способствует  расстройству  нервной  системы,  сна  и  даже  появлению  заикания;

·        предупреждению  речевых  недостатков  способствует создание  условий  для  нормального  функционирования  речевых  органов:  речедвигательного, слухового,  голосового,  дыхательных  аппаратов,  а  также  зрения,  обоняния,  осязания.

                                                                 

                                                                          учитель-логопед  МОУ НОШ № 17

                                  Лобажевич Л.П.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Корпорация-студия Pankov © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz